- порядок регистрации декларации;
- ключевые аспекты нормативного документа;
- есть ли ограничения при применении нового порядка?;
- кто регистрирует документы?;
- алгоритм регистрации декларации;
- особенности применения сертификата усиленной ЭЦП;
- ответственность заявителя;
- плюсы и минусы нового порядка.
Порядок регистрации декларации
Обновленное законодательство в области декларирования соответствия: особенности применения, ответственность декларанта
Нормативное регулирование вопроса
На основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2020 № 478, утверждающего Порядок регистрации декларации о соответствии и Порядок формирования ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений, с 1 января 2021 года существенно изменились правила работы по регистрации данного документа.
Одновременно с вышеуказанным нормативным актом вступило в действие Постановление Правительства РФ от 30.01.2020 № 65, на основании чего прекратили свое действие Приказы Министерства экономического развития РФ от 21.02.2012 № 76 и от 24.11.2014 № 752, регламентировавшие работу в этой области.
Ключевые аспекты нормативного документа
Обновленное законодательство устанавливает правила заполнения декларационных документов в специальном реестре. Внесение данных осуществляется с применением автоматизированной электронной системы регистрации деклараций. При этом указанная система предполагает использование различных контрольных процедур.
Как это отразится на заявителе? В первую очередь, обеспечено исключение влияния человеческого фактора на проверку, поскольку автоматизированная система, а не работник контролирующей организации осуществляет анализ подлинности и полноты внесенной информации и достоверность документов. Если формальные критерии соответствия будут выполнены, автоматизированный электронный сервис примет и сформирует регистрационную запись в едином реестре.
Важным новшеством является обязательность предоставления уникального номера предприятия GLN (Global Location Number) и международного кода GTIN (Global Trade Item Number) тогда, когда товар произведен за пределами РФ и ЕАЭС. Данная информация в обязательном порядке вносится в заявление.
Помимо пакета, предусмотренного прежним порядком, перечень необходимых для регистрации документов дополнен документом, подтверждающим необходимое количество образцов продукции (например, договор с органом по сертификации, имеющим необходимую аккредитацию).
Существенно и то, что декларация не будет зарегистрирована, если сведения о заявителе не внесены в реестр уведомлений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации №584 от 16 июля 2009 г.
Новый порядок оставляет неизменным ряд важных аспектов:
- прежними остаются требования к заявителю;
- продолжают действовать правила отбора образцов для лабораторных испытаний;
- процедура проведения проверок в лабораторных условиях остается неизменной.
Есть ли ограничения при применении нового порядка?
Новый порядок не распространяется на отдельные категории продукции (работ, услуг), а именно:
- товары, сведения о которых регулируются законодательством о гостайне;
- товары, предназначенные для обеспечения защиты сведений, составляющих гостайну или сведений, относящихся к информации, имеющей ограниченный доступ в соответствии с законодательством РФ;
- товаров, закупаемых в рамках обеспечения нужд по гособоронзаказу.
Кто регистрирует документы?
Органом, осуществляющим регистрацию деклараций, является Федеральная служба по аккредитации. Однако иногда данная организация не является уполномоченной в данном вопросе. К таким случаям относятся ситуации, предусмотренные правовыми нормами ЕЭС, когда регистрация производится только сертификационными органами, получившими аккредитацию в национальной системе, компетенция которых включает товары, отраженные в заявлении.
Алгоритм регистрации декларации
Декларация представляется в уполномоченную организацию в электронном виде одновременно с заявлением и подтверждающими документами.
Важно: обязательным условием регистрации документов является подписание декларации усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью (ЭЦП). При этом заявитель должен быть иметь регистрацию как ИП или юридическое лицо на территории России.
С 2021 года подать документы в уполномоченный орган в бумажном виде невозможно.
Внесение каких-либо изменений в декларацию, прошедшую регистрацию, также невозможно. В случае необходимости формируется новая декларация и регистрируется в порядке, установленном законодательством.
Однако в случае изменения кодов ОКПД 2, ТН ВЭД ЕАЭС или контактных данных (телефон, электронная почта, иное) замена декларации не является обязательной и может быть сделана только при желании заявителя.
Информация, которая вносится в автоматизированную систему:
- сведения о заказчике (ФИО, наименование, адрес, реквизиты юридического лица);
- информация о производителе продукции (работ, услуг) (полное наименование, адрес, местонахождения производства);
- сведения о продукции, коды ТН ВЭД;
- ссылка на технический регламент, предусматривающий оформление декларации;
- информация о порядке выполнения работ;
- номер регистрации таможенной декларации;
- иные сведения (при наличии).
Если декларация не проходит регистрацию по результатам автоматизированной проверки, заявитель (либо уполномоченное лицо) уведомляется об этом в электронном виде с помощью автоматизированной системы.
Присвоение декларации регистрационного номера является свидетельством ее официальной регистрации.
Оформление документов осуществляется на основании действующих Единых форм сертификата и декларации соответствия ТР ЕАЭС.
Срок, в течение которого декларация должна быть зарегистрирована в автоматизированной системе, либо получен отказ в регистрации, не должен превышать 5 рабочих дней с момента представления документов.
Отказ на основании результатов автоматизированной проверки может быть направлен заявителю в случае нарушения требований к оформлению декларации и заявления, неполноты сопроводительных документов, отсутствия необходимости декларирования продукции в соответствии с действующим техническим регламентом, несоответствия требованиям технического регламента, отсутствия усиленной ЭЦП.
Особенности применения сертификата усиленной ЭЦП
Для использования автоматизированного сервиса регистрации деклараций заявителю необходимо получить и активировать усиленную квалифицированную ЭЦП в аккредитованном удостоверяющем центре.
Владельцем такой подписи должен являться либо руководитель организации, либо лицо, уполномоченное на основании доверенности. Данная норма проистекает из ГК ФР.
Ответственность заявителя
Достоверность протоколов испытаний и всей представленной информации является ответственностью заявителя. Наказание за какие-либо нарушения, допущенные в процессе регистрации декларации, предусматривает достаточно высокие штрафы — они варьируются от 15 тыс. руб. до 1 миллиона.
Величина штрафов определяется нормативным документом «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Раздел II. Гл. 14. Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции:
1. При выявлении недостоверных сведений о декларируемых товарах предусмотрены штрафы:
- o на должностных лиц – 15-25 тыс. руб.;
- o на юридических лиц – 100-300 тыс. руб.
2. При выявлении недостоверного декларирования соответствия впервые выпускаемых в обращение товаров, требующих обязательной сертификации, либо недостоверного декларирования данных товаров на основании собственных доказательств в случае, если не имеются в наличии или не могут быть применены документы по стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технических регламентов, предусмотрены штрафы:
- o на должностных лиц – 25-35 тыс. руб.;
- o на юридических лиц – 300-500 тыс. руб.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 14.44, приведшие к причинению вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, предусматривают штрафы:
- o на должностных лиц 35-50 тыс.руб.;
- o на юридических лиц – 700-1000 тыс.руб.
Плюсы и минусы нового порядка
К основным плюсам нового порядка, по нашему мнению, можно отнести, в первую очередь, повышение объективности оценки заявок, поскольку она автоматизирована и исключает влияние человеческого фактора.
Кроме того, отсутствие необходимости собственноручно, по почте либо нарочным доставлять документы в печатном виде в уполномоченный орган существенно экономит время заявителя, упрощает документооборот.
Новый порядок повышает прозрачность системы в части проведения испытаний сертифицируемой продукции: в автоматизированный сервис обязательно вносится копия протокола испытаний, что является необходимым условием для оформления сертификата.
Однако в качестве минусов можно отметить, что ответственность заявителя существенно повышается, ему необходимо быть предельно внимательным на каждом этапе составления пакета вносимых в автоматизированный сервис документов, это касается в первую очередь непосредственно заявки на осуществление сертификации, поскольку копия данного документа вместе с подтверждающими документами обязательно вносится в автоматизированный сервис.
Учитывая значительный размер штрафов, предусмотренных за недостоверное декларирование продукции, а также в связи с высокой степенью ответственности заявителя одним из возможных вариантов снижения вероятности неудач при регистрации декларации является обращение к помощи специализированных консалтинговых агентств и других организаций, осуществляющих комплексное сопровождение процесса декларирования соответствия.